2005Тексты

Портрет, шарж с натуры и по фото на е-мэйл, Продажа картин, графики, Анимация, Дизайн, разработка лого, верстка
Живопись, графика Портрет Шарж в Новосибирске Тексты Обо мне резюме . Стихи прям!
 

 

Тексты

ДРЕВНЕЕ

Первобытное

Пещера Ляско Херберт  Збигнев

Египет

Месопотамия

Азия

АНТИЧНОЕ

Эгейское
Этруски
Архаика
Греция
Рим
Византия
раннехритианское
2-5 вв

ЕВРОПА 2 - 19 вв

Каролинги
Романский стиль
Готика
Возрождение
Маньеризм
Барокко
Рококо
Сентиментализм
Классицизм
Ампир
Неоклассицизм
Романтизм
Реализм
Модерн
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Символизм
Историзм

МОДЕРНИЗМ

Абстракционизм
Футуризм
Кубизм
Дадаизм
Сюрреализм
Фовизм
Экспрессионизм
Вортицизм
Супрематизм
Конструктивизм
Арт-деко
Авангард
Куб о футуризм
Неопластицизм
Орфизм
Пуризм

ПОСТМОДЕРНИЗМ

А.экспрессионизм
Реди-мейд
Поп-арт
Примитивизм
Кинетическое
Оп-арт Минимализм
Концепт
Боди-арт
Лендарт
Медиа
Флюксус
Видео-арт
Гиперреализм
Интернет
Перформанс
Инсталляция
Артеповера
Хэппенинг
Акция
Ассамбляж
Граффити
Энвайнромент
Нет-арт
Традиция

ИМЕНА

 

Часто первобытного художника сравнивают с ребёнком или авангардистом: то же пренебрежение общепризнанными канонами и правилами, та же абстрагированность от действительности. Правда, период Верхнего палеолита, если не считать "первобытные макароны"

и оттиски рук, отличают как раз довольно конкретные, полновесные образы в духе живописных гигантов из пещеры Ляско.

Считается, что в этот период человек ещё не обладал абстрактным мышлением, поэтому приведённые выше сравнения более приемлемы для мезолита и неолита.


наскальные рисунки у неандертальцев отсутствуют. Их прообразом можно считать так называемые "макароны" - волнистые линии, нанесенные сразу несколькими пальцами или многозубчатым инструментом на глине или на поверхности скалы. Полагают, что это подражание гриффадам - следам когтей пещерного медведя.


Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).

Носорог. Пещера фон де Гом

С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, повидимому, кровлю из жердей.

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).

Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе — в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.

зачем палеолитический человек рисовал?

Гипотез по этому поводу предостаточно. Здесь и тезис "искусства для искусства" (первобытному человеку просто доставляло удовольствие рисовать мамонтов и оленей); и предположение о мемориальности рисунков, запечатлевших удачную охоту; и гипотеза об "учебном" назначении изображений. Французский исследователь палеолита А. Бегуэн в начале XX в. высмеял такие кабинетные построения, пригласив их авторов поползать вместе с ним по пещерам, где таятся древнейшие произведения живописи и графики. В пещеру Фонт-де-Гом приходится протискиваться через узкую щель, в Нио - ползти больше полукилометра по низкому ходу, в Ток-д'Одюбер - проплыть по подземной реке и подняться по узкой трубе, в Пасьеге, наоборот, спуститься в отвесный колодец... То же можно сказать и о новейших находках (Капова пещера на Урале и пр.). Создавая рисунки для своего удовольствия, человек выбрал бы другие места - доступные, заметные, может быть - освещенные. Художник, желающий увековечить некое событие, не стал бы рисовать зверей поверх старых изображений... Нет, для наших далеких предков гравировки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры.

Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями, передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) -фигурах нередко использованы выступы и неровности скал.

Рассматриваемые нами памятники имеют весьма относительную датировку. Безусловно, из них можно быстренько скомпоновать хронологический ряд и сделать выводы о преемственности поколений и эволюции стиля, можно даже выявить "школу". Но нужно ли это делать? Каждая пещера в те далёкие времена была Вселенной, обособленным миром, и не было, как в средневековой Европе "бродячей" артели мастеров, которая всюду путешествовала и оказывала на всех влияние. Может быть поэтому так и нужно воспринимать искусство палеолита- разрозненные самостоятельные памятники, с весьма условными датами и различной стилистикой. В силу нашего современного менталитета, нам трудно в это поверить, ведь привыкли мы все всё раскладывать по периодам, искать везде эволюцию стиля. Когда мы имеем дело с первобытным хаосом без точных дат, нам становится не по себе, хочется защититься цифрами и хоть какой- нибудь систематизацией. В этой связи изображения Верхнего палеолита можно поделить на следующие виды:

I Первобытные рельефы

II Скульптура (резьба по камню и кости)

III Гравировка на камне и кости

Самой ранней первобытной скульптурой является т. н. "палеолитическая венера" из Виллендорфа (около 30тыс. лет до н. э.).

Насколько это первое изваяние связано с действительностью, судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство венер того времени можно назвать безликими.

Любопытно, что скульптуры палеолитических Венер распространены в приледниковой области и не заходят далеко на юг. Они не случайно "выбрали" прохладный климат. Здесь четко выделяются два сезона года: летний - охотничий, "мужской", и зимний - оседлый, "женский". А чем устойчивее оседлость, тем выше роль женщины в жизни общины, прочнее сплоченность рода вокруг нее.

Если говорить современным искусствоведческим языком, то Венера из Виллендорфа породила целый ряд подражаний в разных регионах Евразии. Изоляция небольших групп людей друг от друга была настолько велика, что говорить о влияниях, стилях и школах просто бессмысленно. Тем не менее, аналогичных венер можно назвать очень много. Разный климат породил "северную" редакцию типологии виллендорфских Венер - венеру из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в "модный" и практичный меховой комбинезон. Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики. Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и, наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи(ориньякский период, Франция, музей Сен- Жермен). Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней венеры. Упоминаемая нами голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Эти первые вещи нельзя назвать примитивами, напротив, они демонстрируют виртуозное владение материалом и реальное отношение к действительности. Начиная с этого момента человечество начинает ориентироваться в трёхмерном пространстве, в пространстве, где позже создаются шедевры круглой скульптуры. Показательно, что первым произведением первобытной пластики стала именно круглая скульптура.

периодизация

приводится согласно доминирующим на сегодняшний день в науке представлениям о времени существования Вселенной

Верхний палеолит 37-7 тыс. лет до н. э.

Мезолит 10-6 тыс. лет(8-4 тыс. лет) до н. э.

Неолит 7-4 тыс. до н. э.

Время создания первых произведений искусства весьма относительно. Да и с какой долей определённости можно говорить об искусстве в доцивилизационные времена? Первые изображения встречаются около 35 тыс. лет до нашей эры- насечки на кости и камне в период перегордийской культуры.

Искусство эпохи палеолита

Периодизация Верхнего палеолита Западной Европы:

I Перегордийская культура-37-29 тыс. лет до н. э.

II Ориньякская культура-30-24 тыс. лет до н. э.

III Солютрейская культура-24-19 тыс. лет до н. э.

IV Мадленская культура-20-7 тыс. лет до н. э.

Европейская часть России:

I Стрелецкая культура (Стрелецкая II)

II Костенковская культура (Костенки 13, 14, 18)

III Городецкая культура

IV Молодовская культура (Молодовь I)

К числу древнейших изображений на стенах палеолитических пещер относятся натуралистические изображения - оттиски человеческой руки и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами(т. н. "макароны" и "меандры"). Вопрос о происхождении искусства П. А. Куценков формулирует таким образом: "Зачем понадобилось человеку создавать изображения и почему он упорно продолжает этим заниматься в течение по меньшей мере 30 тыс. лет?"

 

Экономными, смелыми штрихами и большими пятнами красной, желтой и черной краски передавалась монолитная, могучая туша бизона Изображение было полно жизни: в нем чувствовался трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущалась готовность зверя ринуться вперед, наклонив массивную голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении его тяжелый бег сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников.

Палеолитическое искусство остаётся загадкой до сих пор. И причины его зарождения в период Верхнего палеолита до сих пор порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.

По мысли Леонардо да Винчи, первый рисунок - это тень предмета, освещенного костром. Первобытный человек начинает рисовать, осваивая технику "обвода". Пещеры сохранили десятки таких примеров. На стенах пещеры Гаргас (Франция) видны 130 "призрачных рук" - отпечатков рук человека на стене (рис. 78). Интересно, что в одних случаях они изображаются линией, в других - закраской внешнего или внутреннего контуров -позитивный или негативный трафарет

2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине. В этой связи мы можем провести параллель с концепцией бессознательного в искусстве, которая развивалась в учении Фрейда и главных течениях двадцатого века, в частности, в сюрреализме и ташизме.

3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование(осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов "освобождается" время для профессиональных занятий творчеством.

4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, "обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями".

5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями(тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.

Для справок: Тотем- животное или растение, являющееся мифическим представителем, покровительствующим данному роду.

Фетиш-природный или специально изготовленный предмет, которому придаётся сверхъестественная сила.

Анимизм(от лат. Anima, animus-душа, дух)- вера в существование духов, присущая первобытной религии и язычеству.

Магия- система обрядов, связанная с верой в сверхъестественную способность человека(колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.

7) Искусство раннего периода можно воспринимать "не более, чем отметины животных, сделанные человеческим способом". Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур. Знаки верхнего палеолита появились до возникновения значений. Нам сложно представить, что когда-то человечество могло существовать вне смысла и значения. В таком случае искусство первобытности соотносится с явлением, имевшим место в цивилизованном обществе первой половины XX века - авангардом. Он также воспринимается вне смысла и значения. Супрематические комбинации Малевича могут стать понятными только в случае их "дешифровки" самим маэстро или аудиторией "посвящённых". Только тогда они приобретают привязку к реальности, а до интерпретации они как бы пребывают в особом пространстве и содержащаяся в них информация закрыта для зрителя.

8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т. е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации (инициация-обряд посвящения, через который проходят все члены племени первобытного или традиционного общества, достигшие определённого возраста. Как правило, инициация подразумевает серьёзные физические испытания, сопровождающиеся религиозными церемониями. В результате прошедший все испытания становится полноправным членом племени).

Все перечисленные нами версии о происхождении искусства пытаются отразить реальный процесс, протекавший ни много ни мало- 30 тысяч лет назад, и потому ни одна из этих версий не может считаться истинной- слишком большой промежуток времени отделяет нас от эпохи Верхнего палеолита. Если нам когда- нибудь удастся приблизиться к пониманию изображений первобытного искусства и правил, по которым они созданы, то, возможно, нам удастся ответить на вопрос, зачем оно было нужно тогда и сейчас, и что есть искусство вообще. Согласно определению, предложенному Энциклопедическим словарём, понятие "искусство" обозначает особый способ познания и освоения действительности и духовного мира человеком. Созданные художественные образы являются специфической формой отражения действительности.

прикладное искусство

Часто скульптурные изображения животных помещены на рукоятке ножа или какого-либо орудия, и в этих случаях им придаются такие позы, которые свойственны данному животному и вместе с тем приспособлены по форме к назначению рукоятки. Здесь, таким образом, зарождаются элементы будущего «прикладного искусства»

краски

Красное и черное ассоциировалось с противоположностями древнего мира: красное - тепло, свет, жизнь с горячей алой кровью; черное - холод, тьма, гибель... Эта символика универсальна. Долгим был путь от пещерного художника, имевшего в своей палитре всего 4 цвета, до египтян и шумерийцев, добавивших к ним еще два (синий и зеленый).

высокий уровень обобщающего мышления, развившегося в процессе труда и с помощью изобразительного творчества

Наконец, в эпоху верхнего палеолита встречаются, хотя и не часто, и многофигурные композиции, причем далеко не всегда они представляют собой примитивное «перечисление» отдельных фигур на плоскости. Есть изображения стада оленей, табуна лошадей, как некоего целого, где ощущение большой массы передается тем, что виден целый лес перспективно уменьшающихся рогов или вереница голов, а целиком нарисованы только некоторые фигуры животных, стоящих на первом плане. В выработке и развитии первоначальных форм орнамента, идущих параллельно с развитием собственно изобразительного творчества, также сказывалась способность обобщать - абстрагировать и выделять какие-то общие свойства и закономерности.

Можно предположить, что

для палеолитического охотника ход размышлений сводился примерно к следующему: чем больше похож нарисованный зверь на настоящего, живого, тем достижимее цель. Когда изображение рассматривается уже не как «двойник» реального существа, а становится идолом, фетишем, воплощением загадочных темных сил, — тогда оно вовсе не должно носить реального характера, оно, напротив, постепенно превращается в очень отдаленное, фантастически преображенное подобие того, что существует в повседневной действительности. У всех народов их специально культовые изображения чаще всего наиболее деформированы, наиболее удалены от реальности. Но тенденция к схематизации далеко не была всепоглощающей. Наряду с ней продолжала развиваться и реалистическая линия.

в искусстве неолита и затем бронзового века наблюдаются новые, особые черты, отмечаемые всеми исследователями: не только совершенствование орнаментального искусства как такового, но и перенесение орнаментальных приемов на изображения фигур животных и людей и в связи с этим схематизация последних.
пещеры, бывшие некогда жилищами первобытных людей, стали считаться местом рождения и обитания богов.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Из него возник весь мир и бессмертные боги, в том числе богиня Земли Гея. Далеко под землей возникла ужасная бездна, полная вечной тьмы,- Тартар. Благодатная Земля без отца породила Небо (Урана), Горы и Море. В мире воцарился Уран, который взял себе в жены Гею (первое кровосмешение в истории!). Они породили шесть сыновей и шесть дочерей, могучих Титанов, которые восстали против отца. Победил младший из них, коварный Крон (греч. hronos время). От него богиня Рея в пещере Дикта на острове Крит родила и воспитала Зевса. После длительной борьбы с Кроном Зевс воцарился на Олимпе и разделил мир между братьями, взяв себе небо, отдав Посейдону море, а Аиду - подземное царство. У Зевса было много детей. От брака с собственной сестрой Герой (второе кровосмешение!) родился Гефест, бог подземного огня, проводивший большую часть жизни в подземной кузнице; от нимфы Майи в пещере Киликия в Греции родился Гермес, бог странников и торговли, обманщик и краснобай; от дочери фиванского царя Семелы в пещере родился бог растительности, покровитель виноделия Дионис; от супруги царя Тиринфа Алкмены родился легендарный герой Геракл. Пять из его подвигов тоже связаны с пещерами: именно в них обитали Немейский лев и Лернейская гидра (1 и 2 подвиги), в пещере жил мудрый кентавр Хирон (5 подвиг), в них располагались Авгиевы конюшни (6 подвиг), через Тенарскую пропасть (Пелопоннес) Геракл спустился в подземное царство и вывел наверх трехглавого пса Цербера (12 подвиг).

Тесно связаны с пещерами и другие греческие боги и герои. В пещерах на берегу великого Океана, сына Урана и Геи, живут три тысячи их дочерей - океанид. В пещере, увитой зеленью, из которой вытекает ручей, любила отдыхать дочь Зевса Артемида; в пещере пыталась скрыться от разгневанной Геры нимфа Эхо; в пещерах жили дочери Зевса и Фемиды Мойры, покровительницы девушек, хотевших выйти замуж; много времени проводил под землей бог лесов и рощ Пан, которому посвящена пещера в Афинском акрополе; с пещерой Полифема связано одно из путешествий Одиссея; в пещере кентавра Хирона до 20 лет прожил сын иолкского царя Ясон; сюда приходили боги, герои и люди, чтобы посоветоваться с мудрым кентавром; в сырых темных пещерах скрывались дочери царя Охомена, превращенные богом Дионисом в летучих мышей; в пещере горы Латама любовалась красотой спящего Эндимиона богиня Луны Селена... В пещере обитал и бог сна Гипнос; он лежал на ложе из натеков, с цветком мака в руке, а в глубине пещеры журчала река Забвения. В пещере Киликия обитала дочь Тартара и Геи, полуженщина-полузмея Ехидна. Под землей, в пещере, украшенной драгоценными камнями, жила дочь аргосского царя Даная. Сюда в виде золотого дождя проник Зевс, после чего она родила греческого героя Персея.

Властитель морей Посейдон, казалось бы, не связан с пещерами, но зато ему подчинено морское божество, старец Протей, обитающий в пещерах острова Фарос, где он пас тюленьи стада. Подобно морю, Протей мог менять свой образ, превращаясь в различных животных. Сын Посейдона Тесей с помощью дочери царя Миноса Ариадны разгадал тайну лабиринта и победил Минотавра. Через мрачную пещеру Тесей спустился в подземное царство.

Второй брат Зевса, Аид, был властителем подземного царства, в которое ведут бездонные пропасти. Там протекает священная река Стикс (названа по имени дочери Крона), водами которой клянутся боги; катит свои воды Лета, испив которые забываешь землю...

 

    История искусства ИНТЕРЕСНОЕ в Сети Написать igorartdes@rambler.ru +7 952 905 0346  
Галерея ( живопись, графика, портрет, шарж, пейзаж, нат-т ) | Портфолио (дизайн, hеклама, анимация, верстка)
 
Hosted by uCoz